Забытые метры пленки. Обзор трех картин с Московского фестиваля архивных фильмов
Закрыть
©2023, «Синема Рутин»
Забытые метры пленки. Обзор трех картин с Московского фестиваля архивных фильмов
Автор: Никита Морев
Время чтения: 3 мин.

Фестиваль архивных фильмов, ежегодно проходящий в Москве на нескольких площадках (на этот раз в Иллюзионе, Инженерном корпусе Третьяковской галереи
и Зотове) – не просто культурный проект, демонстрирующий зрителю редкие ленты с пленки, но мероприятие, возвращающее показам событийность и уникальность самого просмотра. Чувство, уже подзабытое посреди прокатной неразберихи, онлайн-кинотеатрального многокартинья и рутинности взаимодействия современного зрителя и экрана. Автор «Синема Рутин» Никита Морев посетил показы трех авторских программ, выбрал по одному фильму из каждой и поделился своими наблюдениями.

«Примите телеграмму в долг». Реж. Леонид Нечаев. 1979

1. «Примите телеграмму в долг» (Леонид Нечаев, 1979). Программа «Полеты во сне и наяву».

Отчего-то детско-подростковые фильмы, в которых главные роли исполняют совсем юные актеры, часто освещают тему взросления наивно и нарочито слащаво. Картина Нечаева представляет собой нечто прямо противоположное – серьезное произведение о невероятной открытости миру, возможной лишь в раннем возрасте, ведь только тогда, кажется, человек способен устремляться к реализации собственных фантазий так чисто и доверчиво, без толики цинизма, условностей
и правил «взрослой жизни». Неслучайно сквозной аллегорией этой программы фестиваля становится миф об Икаре, в котором отец-Дедал завещал сыну не подниматься на подаренных крыльях слишком высоко к солнцу, но и не опускаться слишком низко к воде, чтобы не испортить их и не разбиться.

Через перипетии главного героя, мечущегося между бытовыми обязательствами, ремонтом летательного аппарата, ухищрениями по сбору денег для осуществления этого тайного замысла, интересом к молодой девушке и распрями с грубоватой пацанвой, проступают моральные вопросы об ответственности за собственные действия и хрупкой природе человеческих взаимоотношений. Само название «Примите телеграмму в долг» сообщает о специфике детского мировоззрения –
о том кредите доверия, характеризующим чересчур искреннюю связь ребенка
с окружающей средой. Убедительность актерской игры (от доброй веселости
и паясничанья к драматической глубокомысленности от осознания сделанного выбора), драматургическая последовательность и художественный символизм, идеалистически-печальная музыка Алексея Рыбникова (вспомним его же мелодию из картины Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» 80-го года), примечательная операторская работа (двойная экспозиция, зумы как бесшовный переход от общего к крупному плану, напоминающие стиль современного нам корейского режиссера Хона Сан-су) – все это вкупе создает образцовый фильм. Такой, что способен встать в один ряд с главными советскими игровыми лентами о детях и поравняться с режиссурой Асановой и психологическими переломами героев-подростков из ее фильмов.

«Пять дней отдыха». Реж. Эдуард Гаврилов. 1969

2. «Пять дней отдыха» (Эдуард Гаврилов, 1969). Программа «Киностолица: Ленинград».

Блокада – тема для русской культуры сакральная и потому требующая каноничного изображения. Игровая же картина Гаврилова «Пять дней отдыха» изображает мир Ленинграда и сам дух войны через образы города и главных героев в совсем не традиционном виде: не героически-стойком, а болезненном, мертвенно-усталом, бесчувственном и почти зомбированном. Голодное существование на грани жизни
и смерти здесь выражено бледно-болотными цветами и настолько же неестественной и дряблой, почти восковой фактурой еле идущих горожан, эстетически напоминающих персонажей некрореализма. Зыбкость происходящего, передаваемая облезлостью интерьеров, кромешной пургой-мглой в кадре и образом крошечного пайка блокадного хлеба, создает атмосферу умирания. Закадровый тик часов как звуковой рефрен лишь приближает час небытия.

Специфика пленки и цвето-световые решения с особенной выразительностью усиливают контраст погибели (собственно, духа войны, в которой нет места индивидуальности и человеческим чувствам) и возрождения жизни в главном герое и полюбившейся ему молодой девушке. Выцветшие зеленые оттенки резко сменяются на яркие цвета, чтобы подчеркнуть жизнеутверждающий пафос вместо смертоубийственно-героического и жертвенного, излюбленного идеологией. Театр
в блокадном Ленинграде, куда приходят главные герои, становится олицетворением всего фильма: подающие признаки жизни актеры на сцене, полные веселья, румяности и озорства, за занавесом падают от бессилья. Необходимая для человека радость в такое время может быть только имитационной или кратковременной. Если нет полноты чувств, нет и человека, теряющегося в веренице бушлатов. Война здесь метонимически представлена в виде бледной атмосферы – мглы, через которую которую все никак не может пробиться свет. Именно таким живописным кадром начинается и заканчивается картина: знаменитый берег Невы с Зимним дворцом
и виднеющийся вдалеке купол Исаакиевского собора (визитная карточка города) объят непроглядной метелью, и только далекое солнце пробивается сквозь мрак, «согревая» картинку цветом.

«Железный конь». Реж. Джон Форд. 1924

3. «Железный конь» (Джон Форд, 1924). Программа «Бегущие по рельсам».

Освоение новых земель, постоянное расширение фронтира, гонка за прогрессом
и капиталом – ключевой сюжет американской истории (вспомним важнейший роман 20 века «К Востоку от Эдема» Джона Стейнбека). Без этого «взгляда
за горизонт» невозможен и Джон Форд, один из главных выразителей духа Соединенных Штатов в игровом кинематографе. Фильм о строительстве трансконтинентальной железной дороги (мечте, унаследованной главным героем
от отца, и трудной реализации сверхчеловеческого замысла) на основе личной истории реконструирует реалии эпохи и, вместе с тем, мифологизирует нарратив.

Ранняя картина Форда потрясает динамикой происходящего: ритмичные движения рабочих, драки в салуне, пышущий паром поезд, сотни лошадей индейцев, противящихся захватчикам и как бы вступающих в борьбу стремительно движущихся сил. Будучи статичной, камера «напитывается» энергией от внутрикадровых действий. Понимая природу кинематографического аппарата
и его способности запечатлевать скорость меняющегося мира, режиссер делает саму кинетику главным героем фильма. Железный конь – это и сама камера, установленная на поезде и, в свою очередь, становящаяся символом прогресса. Джазовый дуэт «Бродячая собака», выступавший музыкальным сопровождением ленты на протяжении всего ее громоздкого хронометража, формировал сюрреальную атмосферу дикой пустынной местности и вторгающейся в это архаическое пространство руки современного человека. Эта борьба старого
и нового, скоростей, капитала, традиций и грезы под тягучие звуки саксофона
и электрогитары превратила показ в акт почти гипнотический, при котором главный спецэффект – магия движения.