Паранормальный фанк, или что делает «Дандадан» таким зрелищным
Закрыть
©2024, «Синема Рутин»
Паранормальный фанк, или что делает «Дандадан» таким зрелищным
Автор: Полина Темралеева
Время чтения: 8 мин.

В конце 2024 года прогремело новое аниме от студии Science SARU под режиссурой Фуга Ямасиро («Руки прочь от кинокружка!», 2020), снятое по манге Юкинобу Тацу, бывшего ассистента Тацуки Фудзимото («Человек-бензопила», «Оглянись»). «Дандадан» подарил миллионам отаку незабываемый эстетический опыт. Хаотичная энергия и экспериментальная манера повествования делают этот сериал одним из самых ярких зрелищ ушедшего года. Что объединяет «Дандадан» и кинематографический экспрессионизм? Так ли хорош седьмой эпизод, как о нем говорят? И при чем здесь «Симпсоны» (1989 – н.в.) ? Ответ на эти и многие другие вопросы — в статье киноведа Полины Темралеевой.

«Дандадан». Реж. Фуга Ямасиро, Абель Гонгора. 2024 – ...

«Дандадан» предлагает зрителю понаблюдать за историей двух эксцентричных подростков, одновременно незамысловатой и нетривиальной. Смелая и сообразительная Момо Аясэ, нетипичная гяру (японская девчачья субкультура прямиком из нулевых) с экстрасенсорными способностями, и типичный задрот Кэн Такакура (Окарун) с демоническим раздвоением личности сражаются с разной нечистью, чтобы вернуть мужское достоинство юноши. Иногда их враги остаются таковыми, как инопланетяне серпорианцы, которые дважды за сериал пытаются изнасиловать Момо, иногда оказываются не такими уж враждебными и становятся союзниками, как краб-пришелец на фрилансе.

Второстепенные персонажи не уступают главным: «Дандадан» подарил нам новую пожилую вайфу под стать Цунадэ из «Наруто» (2002 – 2007), злого духа в облике талисмана удачи, эксцентричных и нарциссических друзей с синдромом главного героя, с которыми настоящие главные герои ведут непрекращающуюся войну за сердца друг друга. Благодаря такому разнообразию типажей отношения между героями оказываются крайне занимательным зрелищем, которое обретает разные и порой противоречивые формы вроде вражды вперемешку с дружбой между Айрой Ширатори, возомнившей себя спасительницей мира, и Аясэ, которая, по мнению Ширатори, этот мир и погубит.

«Дандадан». Реж. Фуга Ямасиро, Абель Гонгора. 2024 – ...

Вся эта паранормальная чертовщина щедро приправлена прямолинейным и пошлым юмором, бесстеснительным и органичным фансервисом (все-таки сюжет сериала сосредоточен на возвращении гениталий пубертатного подростка), и элементами неловкой подростковой романтики вроде совместного обнаженного лежания в школьном коридоре. Шокирующие, абсурдные ситуации составляют неотъемлемый атрибут комедии «Дандадана». Вместе с тем сериал не отказывает зрителю в душещипательной, а местами и ироничной драме, разбивая сердца или высмеивая пафосные и клишированные любовные истории на примере анатомических моделей.

Несмотря на сильную комедийную составляющую, которая является доминирующей в сериале, в одном из эпизодов происходит короткий, но чрезвычайно зрелищный слом трагического характера. Речь идет о седьмом эпизоде «В более добрый мир» под режиссурой Котаро Мацунага («Мобильный воин Гандам: Ведьма с Меркурия», 2022 – 2023), почти сразу ставший знаковым для всего сериала. Пару минут назад вы наблюдали за высококачественным экшеном, теперь пребываете в шоке от внезапной смерти новой героини, а несколько минут спустя вам предстоит биться в конвульсиях от душераздирающей истории эпизодического персонажа — одинокой мамочки, чья душа не может обрести покой после утраты дочери и становится екаем, ведущим охоту на Айру Ширатори, свою новую названную дочь. Иными словами, аниме предлагает целый спектр сюжетов и эмоциональных реакций в рамках как одного эпизода, так и всего сериала.

«Дандадан». Реж. Фуга Ямасиро, Абель Гонгора. 2024 – ...

Что делает «Дандадан» по-настоящему ярким и выдающимся произведением, так это его экспериментальный стиль повествования, начиная с анимации и заканчивая монтажом. Эклектичная и местами вычурная анимация сериала полностью отвечает хаотичной энергии повествования, видоизменяясь под стать психологии сюжета. В комедийных моментах фигуры персонажей становятся максимально карикатурными, упрощенными и гибкими, как пластилин. Экшен-сцены отличаются очень динамичной хореографией камеры, пространство в них словно оказывается живым и подвижным, растягивается и сжимается, становится объемным и уплощается до фоновых декораций. Впрочем, реальное пространство в аниме действительно является крайне неустойчивым из-за разного рода сверхъестественных вмешательств.

«Дандадан». Реж. Фуга Ямасиро, Абель Гонгора. 2024 – ...

Кроме того, следует отметить дизайн персонажей. В нередких сценах повседневной жизни зрителю предоставляется возможность полюбоваться главной героиней в разных нарядах разной степени откровенности (ноги Момо всегда оголены). Кэн Такакура, в свою очередь, весьма быстро меняет ботанскую прическу с прямой челкой на взъерошенную копну, что, безусловно, отражает внутреннюю трансформацию героя под влиянием его боевой подруги с такой же непослушной челкой. Второстепенные персонажи вроде подружки Момо, типичной гяру с автозагаром и осветленными волосами, вместе с сексапильной бабушкой с прической в стиле Мардж Симпсон и Айрой Ширатори - главной красавицы школы, одинаково привлекательной как в акробатико-демоническом, так и в повседневном образе «хорошей девочки», также входят в копилку ярких персонажей аниме.

Как отмечает режиссер, две крайности паранормальщины — пришельцы и призраки — выполнены по-разному. Инопланетные создания отрендерены в 3D, благодаря чему те выглядят неорганично и искусственно, в то время как духовные существа в основном нарисованы от руки, что делает их более естественными [2]. Обе группы персонажей являются одинаково жуткими, однако если первые пугают своей мертвенной холодностью, то вторые, как ни парадоксально, мертвенной живостью. Неслучайно единственный пришелец, с которым сумели подружиться герои, внешне похож на краба, т.е. привычное человеку существо, а не на роботизированного мужичка в костюме, напоминающего озабоченного Питера Гриффина («Гриффины», 1999 – н.в.).

Одна из главных особенностей, которая бросается в глаза при просмотре «Дандадана» (помимо хитового опенинга, разумеется) — это его цветовое решение. Каждый оттенок здесь имеет свое символическое значение, которое дополнительно подчеркивает ту или иную характеристику персонажа: екаи и призраки, как наиболее приближенные к живым людям, отличаются теплыми оттенками, в то время как пришельцы преимущественно холодные, что отлично прослеживается в первом эпизоде [2]. Со временем злодеи аниме перебирают всю цветовую палитру, однако символическое звучание цвета, каким бы он ни был, всегда сохраняется. В целом, произведение отличается очень агрессивной работой с цветом, который выполняет здесь функцию маркера. Если злодейский розовый (цвет Шелковой акробатки) одерживает верх, то вся картинка зальется розовым, пока враг не будет побежден (своеобразное расширение территории по примеру «Магической битвы», 2020 - н.в.). Если же нужно отразить мертвенность обстановки в деревне Джиджи, то насыщенность картинки падает (эпизод №12). В то же время свет, в соответствии с нуждами постановки, иногда становится поразительно театральным, как, например, софиты во время побега от Духа-краба (эпизод №4).

«Дандадан». Реж. Фуга Ямасиро, Абель Гонгора. 2024 – ...

Другая особенность аниме — это вычурный и экспрессивный монтаж. Склейки между кадрами и сценами здесь почти не скрываются, а порой и вовсе подчеркиваются, создавая тем самым крайне динамичную канву повествования и делая структуру сериала визуально более «рваной». Здесь же мы встречаем длинные, иногда слишком длинные кадры, создающие комический эффект неловкого ожидания, как, например, в восьмом эпизоде, когда камера следует прямо за обнаженным Окаруном, или немного позднее, когда Момо молча смотрит Окаруну вслед после прощания. Эффект от такой сцены становится тем сильнее, чем чаще создатели прибегают к более динамичной нарезке в драках и погонях, как бы сгущая события нескольких фреймов оригинальной манги, подводящих к ключевому событию [2].

Одно из главных, но неочевидных достоинств анимационного «Дандадана» — это саундтрек Кэнсукэ Усио («Человек-бензопила», 2022). Важной частью творческого метода композитора является сэмплирование, которое и легло в основу музыки сериала. Для «Дандадана» Усио использовал сэмплы британской биг-бит музыки 1990-х годов [1] со свойственной ей психоделичностью и эклектичностью, которые как нельзя лучше соответствуют хаотичной энергии аниме. Композитор выступает как настоящий постмодерновый экспериментатор, собирая саундтрек произведения словно конструктор.

Отдельно следует отметить как минимум несколько композиций: прежде всего это william hell overture, которая звучит в четвертом эпизоде, и love theme в седьмом. Одна из самых известных классических композиций XIX века — увертюра к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини — представлена здесь в новом, биг-бит прочтении, а фортепианная мелодия Усио, сильно напоминающая неоклассическую музыку Людовико Эйнауди, буквально создала эпизод. В связи с тем, что композитор работал над саундтреком до того, как проект вступил в стадию анимации, режиссеры буквально подгоняли некоторые сцены под музыку [1], благодаря чему визуальный ряд органично синхронизируется с музыкальным. Так, композиция acrobatic silky через нарастающее искажение звука и ритма отражает постепенную утрату сознания и превращение молодой матери в екая под именем Шелковая акробатка.

Музыка Кэнсукэ Усио представляет собой некую эссенцию «Дандадана» с характерным драйвом и юмором. Экспериментальное звучание музыки Усио с его элегическими незатейливыми клавишными и смелыми ремиксами создает гармонию с местами вычурной анимацией и клиповым монтажом «Дандадана», его смешением жанров и эмоциональных регистров, в которые саундтрек попадает крайне точно. Абсурдная, почти сюрреалистическая и в то же время легкая, заводная атмосфера сериала может быть кратко описана одной из композиций Усио, которая переосмысляет старый танцевальный жанр, — paranormal funk. Подобно афроамериканскому фанку, «Дандадан» несколько избыточен, крайне динамичен и, несмотря на повторения одних и тех же мотивов (вражда/дружба со сверхъестественным), все же удерживает вас в своем ритме.

Художественный язык аниме «Дандадан» образует стиль, который может быть назван новым анимационным экспрессионизмом. В отличии от своего кинематографического собрата, анимационный экспрессионизм отказывается от повышенной психологизации (скорее наоборот, он тяготеет к комичности повествования), однако сохраняет визуальную вычурность и гротеск. В произведениях такой манеры словно подчеркивается некая «сделанность» анимационного мира, его неустойчивость. Этому способствуют сложные и крайне выразительные ракурсы, общая графичность рисунка, яркая цветовая палитра, динамичный монтаж, смело выбрасывающий все ненужное и замедляющее повествование, а также карикатурность в изображении персонажей. Если термин «анимационный экспрессионизм» и закрепится в киноведении, то «Дандадан» определенно станет его хрестоматийным примером, сразу после «Моб Психо 100» (2016 – 2022).

«Дандадан». Реж. Фуга Ямасиро, Абель Гонгора. 2024 – ...

В совокупности «Дандадан» в исполнении студии Science SARU и режиссера Фуга Ямасиро представляет собой своеобразную микстуру от скучной повседневности и проблем типичного взрослого. Посредством чисто анимационной выразительности оригинальная манга Юкинобу Тацу заиграла новыми красками и уже вошла в пласт мировой поп-культуры, уверенно завершив и сезон, и первую четверть XXI века.

Литература:

[1] «Дандадан»: интервью с Кэнсукэ Усио // Ongaku. — 2024. URL: https://ongaku.one/music/dandadan_intervju_s_kensuke_ushio_cNtb3

[2] «Люди против инопланетян против призраков и екаев»: как создавалось безумное аниме «Дандадан» (рассказывают режиссер и сэйю) // Дзен. — 2024. URL: https://dzen.ru/a/ZtIJhomQd2HIzskM