«Человек-Бензопила» – дерзкое аниме, демонстрирующее жанр сенэна
Закрыть
©2023, «Синема Рутин»
«Человек-Бензопила» – дерзкое аниме, демонстрирующее жанр сенэна
Автор: Андрей Серов
Время чтения: 4 мин.

Трудно ли мангакам рисовать смерть своих персонажей и собирать комплектующие для естественных нужд сюжета? Андрей Серов пытается ответить на данные вопросы, попутно разбираясь, в чем заключается феноменальный успех «Человека-Бензопилы». Как работает это аниме, по каким законам существует и какие драматургические средства необходимы, чтобы победить демона.

«Человек-бензопила». 2022

«Человек-Бензопила» переносит зрителя в привычную для сёнэна плоскость, при этом деконструируя этот жанр. Троп о герое, который преодолевает трудности, знаком всем, однако создатели истории об острых и режущих предметах быстро послали эти формальные тиски к черту. Кажется, что сам автор «Бензопилы» – Тацуки Фудзимото – также громко хлопнул дверью, ворвавшись в конкурентную индустрию мангак со своей первой работой «Огненный удар», повествующей
о жизни после смерти (или наоборот). Предполагал ли юный на тот момент автор такой триумф? Скорее всего нет.

Один из ключевых элементов успеха сериала заключается в том, что к работе удалось привлечь мастодонтов анимации из знаменитой студии MAPPA («Магическая Битва», «Атака Титанов»). Именно они ответственны за ярко обставленный зубодробительный экшен и напряженные адреналиновые схватки. Характерные черты работы студии заметны невооруженным взглядом – хореография камеры, изысканные ракурсы, использование 3Д-анимации.
Уже с первой серии «Человека Бензопилы» приходит осознание: перед тобой –
одно из самых зрелищных произведений года. Хотя большой интерес к аниме возник раньше, еще во время выхода трейлера. Он сразу же привлек к себе огромное внимание и собрал какое-то бешеное количество просмотров. Впервые к аниме было приковано так много взглядов со стороны обычной, не искушенной японской анимацией публики. Затем такого же хайпа удостоился опенинг, хотя, стоит отметить, что и эндинги заслуживают не меньшего почета. У каждой серии свой отдельный, запоминающийся видеоряд во время титров.

Сама по себе история «Бензопилы» крайне динамична. С самого начала она заметно выделяется молодецким задором, вызывающими стилистическими решениями и уникальной концепцией. Вопиющая идея и сеттинг, где люди способны превращаться в демонов с конечностями-бензопилами и прочими колюще-режущими предметами – уже выглядит весьма колоритно. Тем более, что они
еще и сражаются между собой! Прибавьте к этому крепкую довольно драматургию, и получится невероятное зрелище!

«Человек-бензопила». 2022

Персонажи в аниме/манге являются пародиями на самих себя (из похожего на ум приходит свежий «Истребитель Демонов»). Главный герой – Дэнжи – слишком крут просто по умолчанию и тем отличается от персонажей в других сериалах. Его жизненные цели выведены за скобки жирными кавычками пубертатного токсикоза. Это очень комично, учитывая какую драму Фудзимото развивает параллельно. Одиночество, смерть, месть – кажется, это условный набор для произведения
со стройной манерой повествования, но в «Бензопиле» этот коктейль из сюжетных перипетий весьма умело смешан. Дурачество Дэнжи и его друзей успешно оттеняет драму (по крайней мере в первых 3 томах манги и до поры до времени в первом сезоне аниме). Вероятно, именно эти точечные решения, поиски несоответствия между героями и их ценностями удачно перетягивают внимание зрителя на себя
и отлично разбавляют происходящее на экране. Понятные мотивации без склонности к пустому пафосу, нравственным проповедованиям и угрызениям совести (которые также привычны для сёнэна) выглядит очень свежо.

На экспозицию уходит не так много времени, что хорошо сказывается на хронометраже и событийности сезона, нарушая устоявшуюся неспешность аналогичных жанровых конкурентов. Способности, как и вектор движения героев, понятны уже с первых серий (глав). Они парой штрихов выводятся нехитрые полномочия отделов по борьбе с демонами. Кроме того быстро проговариваются функции мира и его законы.

Сами зрители тоже не всегда склонны тратить много времени на переживание
и рефлексию (хотя как бы жанр это подразумевает), поэтому «Бензопила», как
и любой другой продукт своей эпохи быстрых, дешевых (доступных) чувств весьма умело справляется со своей задачей. Смерти персонажей частенько не вызывают
у главных героев особых чувств. Наоборот, они предлагают забыть о важных вещах
и переключиться на что-то более приземленное и доступное.Даже на боссфайты уходит не больше одной серии за раз, что напрямую сказывается на темпе повествования.

«Человек-бензопила». 2022

Конечно, здесь тоже есть к чему придраться. Например, «бензопила» к середине первого сезона все же выходит на привычные проторенные тропы, давая зрителям небольшой перерыв от высокой концентрации событий. С одной стороны удивлять чем-то помимо искрометного визуального ряда тоже нужно, но и про обязательную программу забывать не стоит. Возможно поэтому, с определенного момента
в сериале возникает фигура наставника, появляется главный антагонист, которого можно победить, только став сильнее, в шкафу персонажей становится все больше скелетов, а также зрителей знакомят с новыми (монохарактерными) спутниками, которые сыграют свою важную роль в будущем. Примитивные подростковые максимы главного героя Дэнжи перестают удивлять и становятся слишком навязчивыми. Однако, стоит заметить, что пионерских страстей и трюков
у создателей в рукаве еще много, как и крутых сюжетных поворотов.

Очевидно, романтикам тут не место, как и особо здравомыслящим. Чтобы победить демона, нужно быть немножко двинутым. Такая же формула работает и с этим аниме. Чтобы оно вам понравилось, нужно уметь улыбаться, даже когда герой хочет всего лишь прикоснуться к женской груди и ради этого готов на все. Тем более это всего лишь первый сезон, дальше будет только лучше!

И не смей умирать, Аки!