«Сонни Бой» - мгновение и проблеск жизни, эскапизм и поиск опоры
Закрыть
©2023, «Синема Рутин»
«Сонни Бой» - мгновение
и проблеск жизни, эскапизм
и поиск опоры
Автор: Андрей Серов
Время чтения: 8 мин.

Андрей Серов рассказывает о возможностях интеллектуального эскапизма и археологическом удовольствии, которое можно получить при просмотре загадочного и трогательного аниме Синго Нацумэ под названием «Сонни Бой» – неординарном представителе жанра, которое трансгрессивным, ранящим
способом пытается занять сакральное место в душе каждого зрителя.

«Сонни Бой». Реж. Синго Нацумэ. 2021

Я постепенно теряю человеческий облик. Ежедневно просыпаясь, пытаюсь смириться с мыслью, что все хорошо. Перерывы на тревогу и желание все контролировать сменяются кратковременным покоем. Здесь бы подыскать
причину для маньеризма, чтобы избавиться от давящего груза ответственности.
Но, увы, я пускаюсь в мысленный дрейф…

Есть произведения, о которых сложно говорить: они сразу занимают особое место
в сердце, как-то без раскачки покоряют тебя проникновенной интонацией происходящего. В такие моменты кажется, что любые слова для выражения эмоций и восхищений излишни, слишком глубоко застряла любовь. Все попытки атомизации мысли заканчиваются стыдом за такое примитивное описание своего глубокого потрясения. Слова приходится вынимать из себя силой. Кажется, основные свидетельства шедевра и так всем очевидны. Какой тогда смысл что-то объяснять?

Иногда такие чувства приходится искать годами, вновь и вновь перебирая свой вотчлист в поисках «того самого» произведения, а иногда просто сам случай дарит тебе такую возможность. На сериал под названием «Сонни Бой» (2021) я наткнулся именно благодаря случаю. Смотрел на ютубе аниме-рекомендации от одного знаменитого блогера, в его списке как раз и оказалось произведение Синго Нацумэ. Я прежде знал его, как автора «Ванпанчмена» (2015-2019) и «Космического Денди» (2014), но не подозревал, что он выпустил что-то еще. Рисовка и восхищенный рассказ ютубера очень сильно заинтриговали, поэтому я решил немедленно ознакомиться с его новой (на тот момент) работой.

Сюжет повествует о группе школьников, внезапно оказавшихся в другом измерении и обнаружившим у себя сверхъестественные способности. Вместо обычных летних каникул – школа по борьбе со скукой в неизведанном фантастическом мире, где на горизонте маячит море, а из окружения только песок, да пальмы. . Побег от реальности и своего рода «permanent vacation» (отпуск без конца) становятся внутренней движущей силой онейрического произведения. Кажется, ну не мечта ли? Зачем возвращаться в школу, когда у тебя впереди бесконечность, Солнце светит каждый день, а еще в наличии уникальная суперсила (у каждого персонажа есть свои суперспособности)? Но что, если эти способности могут помешать тебе спокойно жить, общаться с другими? О чем твоя уникальная сила расскажет другим? Как лучше ее использовать? Какое превосходство над остальными она даст?
Не лучше ли будет вернуть все к прежней кондиции?

«Сонни Бой». Реж. Синго Нацумэ. 2021

Поиск ответов, как и поиск опоры – дело весьма сложное, особенно, если приходится заниматься этим в одиночку. Героям предстоит проделать большой путь, чтобы не только разобраться в себе, но и не поддаться искушению гению места
(куда же без него), мечтающему построить свою личную утопию с элементами меритократии.

«Сонни Бой» примечателен своей анти-повседневностью и тем исследованием границ собственной свободы, которое производят герои сериала. Вероятно,
так ежедневная рутина может вдруг прерваться на какую-то молниеносную мысль, которая расчерчивает жизнь на многоликое «до» и более легковесное «после» – будто снисходит озарение, затмевающее прежний образ мышления, представлящее нечто новое. Это напоминает типичные «coming of age story»(историю взросления), которые столь же тематически многогранны и радуют своей неповторимой лирической хрупкостью.

Четко выстроенные алгоритмы мира, акцентирование на лицах и глазах, ловкое кадрирование, ситуативные референсы. Можно долго перечислять отличия
от типичного представителя жанра фантастики, но безусловно это одно из самых удивительных произведений из мира японской мультипликации за последнее время. Зрелище, которое точно сможет одолеть автоматизм заскучавшего зрительского восприятия и поможет избавиться от навязчивого состояния тягомотного покоя.

С первой серии история ловко захватывает внимание и тащит зрителя через дебри разноцветных миров, выполненных в духе художника Маасаки Юасы (недаром
в 2022 году Синго Нацумэ приложит руку к продолжению его истории о «четырех татами»). Концепция сериала «Остататься в живых» (2004-2010), заигрывание
с «Евангелионом» (1995-1996), многочисленные референсы к «Паприке» (2006), «Девочке, покорившей время» (2006), творчеству Хаяо Миядзаки и есть даже красноречивая серия о кино в жанре «found footage», где один из героев буквально копирует Эйзенштейна. Особняком стоит серия с элементами настоящего боди-хоррора, снятая не хуже, чем многие современные «слоубернеры» (одна из свежих разновидностей произведений в жанре хоррор) и эпизод с детективным расследованием в духе «Сумеречной зоны» (2002-2003). Все это демонстрирует потрясающую в своих объемах насмотренность и эрудированность авторов.

Всегда есть нечто недосягаемое, до чего очень сложно добраться, хотя ты стараешься изо всех сил. Так и с произведением Нацумэ с первого раза объяснить все сюжетные перипетии не получится. Необходим повторный просмотр (который, поверьте, точно не станет скучным занятием). Археологическое удовольствие
от погружения в контекст и меломанское удовольствие от прослушивания (довольно европейской по звучанию) музыки принесет еще больше новых смысловых, концептуальных открытий. Музыкальным консультантом сериала выступил Синъитиро Ватанабэ, подаривший миру «Ковбоя Бибопа» (1998-1999) и «Самурая Чамплу» (2004-2005).

Поэтому, если изначально избрать курс на коллизию и попытаться изобразить жизненные конфликты в сериале предельно ясно и просто, то избежать путаницы точно не удастся. Так много волнующих тем и удивительных событий происходит
в каждой серии, что манкировать суггестивными образами просто не хватит времени. Ведь переключаться между эмоциями в попытке нащупать пульс нарратива – достаточно увлекательное, но при этом не простое занятие.

«Сонни Бой». Реж. Синго Нацумэ. 2021

Сами образы «Сонни боя» в попытках быть более понятными и доступными, стараются говорить на нашем (зрительском) наречии. Подсказки и полунамеки на происходящее разбросаны в каждом новом эпизоде. Действительно, темпоральный поиск логики в пучине всего происходящего на экране вкупе с рассуждениями
о Бодрийяре и имитациях не так важны.. Люди не сделаны под копирку, а поиск коммуникации необходим не только героям сериала, но и зрителю, чтобы найти ответы на беспокоящие лично его вопросы. Дайте возможность «мантре по поиску выхода» настроить вас на нужный лад, а свобода выбора даст необходимый простор для интерпретаций. Не пытайтесь понять все сразу, расслабьтесь и погрузитесь
в непроницаемую акустическую среду, состоящую из тайн, загадок, лоу-файной музыки и размышлений о солипсизме. Только тогда это удивительное путешествие принесет свои плоды.

Конечно, внешняя сложность архитектуры не означает высокую ценность получившейся в итоге системы. И тем не менее анализ этой структуры будет как минимум увлекательным для зрителя, а как максимум – обогатит его восприятие.
В моменте очевидно, что материал сериала обладает какими-то свойствами, законы которого мы не знаем, но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Главное – полностью отдаться процессу.

«Люди не становятся ценными с момента рождения. Поэтому им так важно найти смысл жизни. Если бы смысл и важность жизни назначались с рождения, это было бы ужасно, ведь за нашу судьбу отвечал бы кто-то другой»

После просмотра «Сонни боя» вернуться к базовым настройкам, к сожалению
(или к счастью), не получается. Опыт от просмотра сериала так или иначе проявится в образе мыслей, в поступках, в едва слышных воспоминаниях, а однажды обязательно встанет лирический вопрос: «окажись я на месте персонажей, что бы
я делал?». Или: «окажись я снова сложном возрасте персонажей сериала, смог бы
я пережить его с “наименьшими потерями”? что бы я хотел изменить в своей жизни, если бы на эти изменения у меня была бы Вечность?»

С другой стороны, застрять в цикле, приспособиться к движению вокруг своей оси
и жаловаться на собственную обреченность – тоже тяжелый труд. Цепляться за пространные воспоминания, ностальгировать и жалеть об упущенных возможностях иногда бывает совсем изматывающе. Тогда надежда на избавление от бесконечной темноты оказывается лишь очередным поводом для эскапизма.

Лично я предлагаю воздержаться от прогнозов на будущее и переживаний
о загадочном прошлом – это не самое веселое занятие. На просмотр этого
сериала определенно стоит выделить время. Тем более, что много это не займет
и, подсказывает опыт, намного лучше ежедневных самокопаний. Возможно он даст вам лишний повод разобраться, как уже говорилось, в жанровом безобразии своей жизни и поможет найти для себя еще один ответ на бесконечную вереницу таких пугающих и таких близких сердцу вопросов.

В конце хочу привести цитату одного из персонажей сериала, которая сильно (лично мне) запала в душу, к которой я часто возвращаюсь в трудные для времена: «Разум рождается без всякого смысла и исчезает в небытии. Да. У нас никакой души. Жизнь – бесконечный сизифов труд. И он принадлежит только самому человеку. С другой стороны, именно потому, что она бессмысленна, каждый ее ослепительный миг кажется столь ценным».